Васильсурск... Это одно из самых старинных поселений Воротынского района. И наверное самое красивое и живописное не только в нашем районе, но и в Нижегородской области. Не зря его называют Волжской Швейцарией! Расположен Василь при слиянии реки Волги и Суры. Красота природы всегда привлекала внимание людей творческой натуры. Здесь бывали и писали свои картины знаменитые художники, среди которых - Исаак Левитан.
Жизнь
и творчество великого русского художника Исаака Ильича Левитана (1860 — 1900)
во многом загадочны и не познаны. К таким туманным и противоречивым страницам
его биографии относится первая поездка на Волгу — в город Васильсурск
Нижегородской губернии. Еще в ученические годы Исаак Ильич Левитан мечтал
посетить Волгу, о которой был много наслышан от художников, на ней побывавших.
Прежде всего, от своего Учителя А.К. Саврасова, волжские произведения которого
он хорошо знал и глубоко их почитал.
И.И.Левитан |
Есть
неуверенные предположения, что Левитан хотел бежать из города, якобы, доехал до
Самары. Но вернулся обратно в Васильсурск, и город стал, кажется, ему чем-то
нравится, что-то интересное он в нём нашёл. Поэтому и остался до середины июня,
то есть пробыл здесь почти два месяца. Теперь точно известно, что художник
поселился в имении Е.М. Харламовой. Может быть, не сразу, а некоторое время
спустя, положим, после кратковременной его поездки до Самары, если она вообще
состоялась. Но самым важным оказалось то, что у Харламовых Левитан был не один,
а с художником Мануилом (Эммануэлем) Христофоровичем Аладжаловым (1862 — 1934),
одним из близких его друзей, с которым он неоднократно ездил на летние этюды.
Тем более что Аладжалов любил Волгу, хорошо ее знал и вполне мог «заманить»
сюда и Левитана.
Несмотря на неблагоприятные внешние и душевно-психологические обстоятельства,
Левитан сделал в Васильсурске много. Прежде всего, написал картину «Разлив на
Суре». К «Разливу на Суре» относят и три этюда под одинаковым названием
«Пасека». Они находятся в Третьяковской галерее, Нижегородском художественном
музее и в Музее русского искусства в Киеве.
"Разлив на Суре" 1887. И.Левитан |
"Пасека" 1887. И.Левитан. |
У Левитана было неважное настроение, и оно, естественно, отражалось и в его
творчестве. В Васильсурске, вероятно, в большей степени. Но чтобы выразить в
живописи душевные потрясения нужен огромный талант — талант Левитана. Поэтому васильсурские картины
и этюды так близки нам, так глубоко проникновенны и волнующи, так тревожат нас. Вот почему столь важен в жизни и творчестве
Левитана небольшой русский город Васильсурск.
«Васильсурск»!
Так называется одна из последних картин здесь
написанная. И заметьте, единственная посвященная целиком городу. Что-то вроде
последнего «прости». Она очень сильно отличается от всех них. Художник как бы
завершал эту свою первую волжскую поездку. На прощание Волга подарила Левитану
хорошую погоду, которую он и оставил в этом этюде. «Васильсурск»— чуть ли ни
единственный — светлый, бодрый, трепетный в ряду сумрачных, серых
«васильсурских» работ. На холсте — почти летний день, конец мая или начало
июня. Просветлело. Дождь перестал. Облака поднялись и поредели, и меж ними
заголубело небо. Прояснилось, — и открылся такой широкий речной простор!
"Васильсурск" 1887. И.Левитан |
Но
самое прискорбное то, что тех мест, которые писал Левитан ныне не существует.
Разлившееся Чебоксарское водохранилище поглотило и низкий берег Волги с
несколькими деревнями, и прибрежную часть города. Под водой оказалось все, что
было изображено в «Васильсурске», — и березка, и деревья, и дома. И «Разлив на
Суре», который поразил художника «громадным водным пространством», был
низвергнут в пучину гигантского потопа. Исчезла и «Деревенька близ
Васильсурска», и «Глинистый обрыв», и «Избы на высоком берегу реки». Быть
может, сохранилась усадьба Харламовых? Она уцелела от затопления
водохранилищем. Но очутилась на самом краю обрыва. И вскоре была подмыта и
рухнула в воду.
"Деревенька близ Васильсурска" 1887. И.Левитан |
Подробнее прочитать о приезде И.Левитана в Васильсурск можно в статье Елены Сергеевны Токсубаевой, опубликованной в журнале "Нижегородский музей" № 28 за 2014 год. Статью можно прочитать здесь.
А также в статье:
- Кончин, В. Е. Левитан в Васильсурске // Записки краеведов. — Н. Новгород: «Книги», 2006. — С. 264 -278.
Комментариев нет:
Отправить комментарий