воскресенье, 27 декабря 2015 г.

Деревенька моя

Продолжаем публикацию работ, присланных на краеведческий конкурс "Исчезнувшие, но незабытые". Эту работу прислали на конкурс жители д.Тришкино Панков Михаил и его мама Панкова Татьяна Михайловна. Рассказ о деревне Дмитриевка записан со слов жительниц деревни - Золотовой Галины Александровны и 
Кручининой Марии Александровны.
Деревенька моя
Средь лесов затерялась
Ни дорог, ни домов –
Только память осталась.
(И.И. Гаврилова)
       Родная сторона, родной край… как дороги эти слова, как много значат они для каждого из нас. Закончатся годы учения, пройдет еще немало лет, далеко заведут  дороги жизни, но не раз оглянемся назад, чтобы  вспомнить свое детство и юность, родную сторону, свой край.
    В четырех километрах от деревни Ледырь находилась  небольшая деревненька Дмитриевка.  В просторечье ее называли Комячиха.
Комячиха стояла, как бы на взгорке, там был небольшой уклон от начала деревни вниз. Внизу деревни протекает речка Морковка, так ее называли только в пределах Комячихи. На самом  деле она является левым притоком реки Урга, там же за деревней находится большой пруд.
  В 1736 году была оформлена купчая между Федором Головиным и статским советником Акинфием Демидовым. Вместе с другими деревнями на торги были выставлены деревни Ворониха и Комячиха. Помещик мог продать свою «собственность» в любые руки, с землей или без земли, семьями или в одиночку. Проиграть, пропить, променять на породистых лошадей и собак. 
   Узнать об истории деревни можно лишь по воспоминаниям бывших жителей. Так, по воспоминаниям Золотовой Галины Александровны и Кручининой Марии Александровны, уроженцев деревни Дмитриевки, а им рассказывал их отец Шименков Александр Иванович мы узнали: «Что в гости к ледырскому помещику приехал помещик из Пензенской губернии. У ледырского помещика были породистые борзые собаки. И вот разговорились два помещика. Ледырский  и говорит: «Видишь земли много, а работать некому». А тому помещику очень понравились борзые,  с которыми они охотились. И вот за столом два помещика сговорились обменять  пять семей на одну борзую собаку.
   Три семьи с фамилиями Шименковы, Случаевы и Сизовы помещик поселил на одной стороне оврага. Это поселение назвали Дмитриевка первая. А две другие семьи с фамилиями Осиповы и Петровы поселили на другой стороне оврага – это поселение назвали Дмитриевка вторая. Вот так  и образовались две деревни».

 Деревня стала разрастаться. Дома стояли близко друг к другу, были деревянные, крытые соломой. Часто были пожары, уничтожавшие почти всю деревню. До гражданской войны в деревне было четыре каменных дома. 
   Позднее  в одном из домов была школа. 17 февраля 1918 года был образован Кекинский волостной совет, в который входили деревни Тришкино, Комячиха, Ворониха, Ледырь. В деревне Комячиха был образован колхоз, председателем которого был выбран Иван Васильевич Шименков.



   С 1924 по 1957 годы деревня Комячиха  находилась в составе Курмышского района, и от райцентра Курмыш находилась в шестнадцати километрах, что считалась глубинкой. Каждую весну деревянный мост через Ургу сносило, а на постройку нового требовалось время, поэтому добраться до Курмыша было проблемой. В колхозе была ферма, овчарни, разводили кроликов, держали кур, был конный двор.


   Те жители, которые жили из поколения в поколение в деревне, имели большие сады. Так у семьи Шименковых было два сада, яблонь по сорок штук. Шименков Иван Васильевич поделил яблони между четырьмя сыновьями. Все дома братьев стояли рядом. Один сад был за домом их отца Ивана Васильевича,  другой –  расположен в конце деревни, около пруда. Выращиванием садов занимались все жители.
   Во время Великой Отечественной войны колхоз в деревне Комячиха назывался «Красный партизан». До войны в деревне стояло двадцать четыре дома, была школа и магазин. На войну из деревни ушло 19 человек, вернулось  живыми  7 человек. Затем колхоз объединили с дальней Дмитриевкой, он стал называться «Заветы Ленина».

  В 1957 году в связи с ликвидацией Курмышского района Дмитриевка и другие близлежащие деревни отошли Воротынскому району. 
 После объединения колхоза с Ледырским колхозом в деревне закрыли магазин и школу. Потом и Ледырский колхоз присоединили к Тришкинскому колхозу. В деревне не осталось ни фермы, на работу нужно было ходить в  д.Тришкино. Из-за этого люди стали перебираться поближе к центральной усадьбе. Да и детям нужно было ходить в школу, а  находилась она в деревне Тришкино. К 1980 году в деревне не осталось ни одной семьи. Дома еще стояли, какое-то время, но их кто сломал на дрова, а каменные разбирали на кирпич. Деревня перестала существовать.
    В конце хочется вспомнить  строчки из стихотворение Николая Михайловича Чехова.
Нет деревни моей на карте-
Обозначить забыли века.
А теперь, даже Землю обшарьте,
Не найдете наверняка.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...